Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита
Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита | Юрист 24
В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Такой аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов.
Если он проходит утверждение, то руководитель службы внутреннего аудита составляет график работ для различных групп аудиторов. После завершения работы аудиторы пишут отчет о результатах проверки, направляемый руководителю службы, который, в свою очередь, рассылает его членам правления.
Внутренний аудит — принятая хозяйствующим субъектом в интересах его участников (учредителей) и регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и получения иной информации (в том числе за рациональностью ее формирования), выполнением принятых в организации программ и планов, соответствием их поставленным целям и эффективности, сохранностью активов, соблюдением законодательства при осуществлении операций.
Система внутреннего контроля кредитной организации и внешний контроль
Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению главными распорядителями и главными администраторами доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также распорядителями и администраторами, имеющие в своем ведении получателей бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита.В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний контроль в государственных организациях — это процедура, которую должен осуществлять главный распорядитель бюджетных средств. То есть центральный аппарат того или иного ведомства, работающий на федеральном уровне, в Москве.В экономических субъектах, в которых существуют структуры ведомственного контроля, не исключается возможность привлечения независимых аудиторских служб. При этом каждому виду контроля свойственны определенные функции. Так, в структурах с развитыми формами ведомственного аудита контроль деятельности осуществляется как внутриведомственными ревизорами и аудиторами, так и независимыми аудиторскими фирмами.
Руководству предприятия и управленческому персоналу данные внутреннего контроля помогают быстро получить полную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций.
В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях, внешними или внутренними аудиторами, в интересах внешних либо внутренних пользователей.
Что они представляют собой? Что такое внутренний контроль? Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.
Служба внутреннего аудита или внутренний аудитор проводит рабочие проверки, которые могут касаться любой сферы деятельности.Их цель — оценка результативности и эффективности работы в данной области, а также выработка рекомендаций по усовершенствованию процедур.
Внутренний аудит существенно отличается от ведомственного контроля, ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы. Его принципиальные отличия от ведомственного контроля и ревизии представлены в табл. 1.1.
Что такое внутренний контроль?
На крупных предприятиях мо¬гут быть организованы специальные подразделения внутреннего конт¬роля — отделы внутреннего аудита.
Если ревизоры уделяют основное внимание проверке тех вопросов, по которым идут распоряжения со стороны головной организации (цены, направления реализации, вопросы собственности, сохранность имущества, кассовая дисциплина), то внутренние аудиторы наиболее тщательно анализируют вопросы, связанные с формированием себестоимости, прибыли, налогообложения, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Информация, полученная в ходе внутреннего контроля, используется внутри предприятия. Она необходима для руководителей и менеджеров организации.
То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.
/ аудит / статья внутренний контроль и аудит
Вместе с тем, убыточность многих предприятий в России обусловлена объективными причинами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьезным социальным потрясениям.
В развитых странах уже выработана система контроля, диагностики и защиты предприятий от банкротства (если это возможно и необходимо для национальной экономики).
Функции контроля выполняют назначаемые в порядке, установленном в зависимости от организационно — правовой формы юридического лица, ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.
Если внутрихозяйственный контроль возложен на ревизора или ревизионную комиссию, работающих на общественных началах, то, как показывает практика, руководство может игнорировать систему контроля, искажать данные финансовой отчетности.
Как успеть на работе и дома: сдать вовремя отчет, приготовить вкусный ужин и украсить свой дом?
Структура японского банка развития
Итак, главным отличием внешнего аудита от внутреннего является постановка перед ними разных целей, ориентированных у первого на собственников и защиту их интересов, а у второго — на руководство организации, состоящее в ряде случаев из наемных менеджеров.
Особую роль играет внутренний аудит в банковской системе, в том числе и в Центральном Банке РФ. Внутренний аудит в банке – это независимая, объективная проверка и консультирование, направленные на улучшение деятельности банка.
Внутренний аудит помогает банку в достижении его целей, обеспечивая систематическую оценку и повышение качества процесса управления.
Прежде чем говорить о результатах контроля, необходимо знать его цели. Внутренний контроль полезен только тогда, когда направлен на достижение определенных целей.
Службы внутреннего контроля постоянно: 1) следят за эффективностью и целесообразностью расходования собственных денежных средств; 2) следят за эффективностью и целесообразностью расходования заемных денежных средств; 3) следят за эффективностью и целесообразностью расходования привлеченных денежных средств; 4) проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; 5) дают финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; 6) контролируют финансовое состояние предприятия.
Отличия аудита от внутреннего контроля
На крупных пред-приятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля — отделы внутреннего аудита.
Каждый субъект контроля играет свою важную роль для налаживания и сохранения законности, предотвращения штрафных санкций, минимизации потерь и налоговых выплат.
Внутренний аудит перерастает из функции, первоначально ориентированной на проверку финансово-бухгалтерской отчетности и минимизацию налогов, в функцию, охватывающую все аспекты деятельности компании.
Давайте делиться своими секретами досуга, дорогие наши коллеги, в новой рубрике «Потехе час».
Отличия аудита, ревизии и внутреннего контроля
Служба внутреннего аудита создается на основании специального распоряжения по головной организации, в котором определяются цели, задачи, структура и численность службы, права и обязанности ее работников, назначается ее руководитель, предусматриваются периодичность ревизий и проверок, порядок рассмотрения их результатов.
Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита структурное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.
Для достижения поставленных целей и решения задач менеджерам организации необходимо обеспечить функционирование эффективной системы до- кументирования и отчетности, разделение полномочий.
Выводы аудиторов обычно приводят к системным изменениям, которые устраняют или смягчают не выявленные проблемы контроля. Группы аудиторов иногда проводят повторные проверки, чтобы выяснить, привели ли эти системные изменения к улучшению контроля.
В государственных организациях, а также в некоторых частных фирмах в силу требований закона должны проводиться такие мероприятия, как внутренний аудит и внутренний контроль.Что они представляют собой?Внутренний аудит существует наряду с внешним аудитом, государственным финансовым контролем, основное назначение которого заключается в проверке целевого использования государственных средств и имущества.
Финансово — хозяйственная деятельность предприятий связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.
Источник: http://mebeldzer.ru/pravovye-stati/4555-chem-otlichaetsya-vnutrennij-finansovyj-kontrol-ot-vnutrennego-audita.html
Внутренний аудит это. Что такое внутренний аудит
Внутренний аудит – это независимая оценка всех аспектов деятельности организации. Порядок проведения внутреннего аудита в законодательстве не определен. Поэтому мы подготовили рекомендации, которые помогут назначить ответственных, провести аудит и оформить результаты проверки.
Что такое внутренний аудит
Внутренний аудит – это независимая и объективная проверка деятельности компании.
По результатам внутреннего аудита руководство фирмы или совет директоров получают объективную информацию о работе менеджмента по достижению общекорпоративных целей и соблюдению стандартов ведения бизнеса.
Кроме того, во время аудита проверяется информация о достоверности данных консолидированной отчетности и ведении учета в компании, о работе ее функциональных и региональных подразделений.
Кто проводит внутренний аудит
В отличие от внешнего, внутренний аудит проводит специализированное подразделение компании. Таким подразделением не может выступать бухгалтерия, поскольку в этом случае не будет соблюден принцип независимости.
Определить сотрудников, которые проведут внутренний аудит, может руководитель организации. Это может быть собственная служба внутреннего аудита или постоянно действующая комиссия.
К выбору работников, которые участвуют в проведении внутреннего аудита, необходимо подойти достаточно серьезно. Прежде всего, они должны обладать необходимыми знаниями, а также быть независимыми.
Так, если мы назначим в комиссию специалистов из бухгалтерии, то критерий независимости нивелируется, а если включим в комиссию только технических специалистов, то они не смогут провести аудит бухгалтерских счетов учета и уплату налогов.
Перечень внутренних аудиторов, состоящих в комиссии, структура службы внутреннего аудита определяется приказом руководителя организации. См. также Обязательный аудит в 2018 году: кто обязан пройти, как проходит.
Кому выгодно привлечь аудиторов на аутсорсинге
Несмотря на высокую стоимость услуг сторонних аудиторов, для части компаний такое решение может оказаться выгодным.
Компаниям с типовыми бизнес-процессами не требуется постоянный контроль, им достаточно проводить аудит раз в год.
Компаниям из каких отраслей имеет смысл использовать аутсорсеров, в чем преимущества и недостатки такого решения, читайте в материале журнала «Финансовый директор».
Функции службы внутреннего аудита
Функции службы внутреннего аудита можно разделить на контрольные, информационно-аналитические, методологические и консультационные.
Контрольные функции включают:
- изучение, оценку и мониторинг адекватности и эффективности систем внутреннего контроля (СВК);
- контроль над соблюдением порядка проведения финансово-хозяйственных операций, внутренних регламентов, в том числе в части превышения полномочий руководством;
- проверку соблюдения законодательных и нормативных требований к ведению бухгалтерского, налогового учета и формированию финансовой, налоговой отчетности;
- оценку целесообразности управленческих решений, принимаемых по результатам проверки, выявление резервов повышения эффективности;
- проверку наличия и сохранности активов;
- взаимодействие с внешним независимым аудитом и контролирующими органами.
К информационно-аналитическим функциям относятся информирование руководства о выявленных обстоятельствах и тенденциях, экспертиза разрабатываемых управленческих решений, анализ внутренних потоков материальных средств, анализ исполнения планов и смет.
Участие службы внутреннего аудита в разработке методик учета, их анализе на предмет соответствия бухгалтерскому или налоговому законодательству, анализ эффективности системы управленческого учета, тарифной политики и т. д. составляют методологическую и консультационную деятельность этой службы. См. также про управленческий учет на предприятии: как разработать и внедрить.
Функции закрепляются в положении о деятельности внутренних аудиторов.
Что проверяют во время внутреннего аудита
Внутренние аудиторы проводят следующие виды проверок:
- финансовый аудит;
- операционный аудит;
- аудит на соответствие;
- аудит информационных технологий;
- аудит в области охраны окружающей среды.
Финансовый аудит – это аудит системы бухгалтерского учета и контроля за составлением бухгалтерской отчетности, направленный на повышение эффективности учетно-контрольной системы и, соответственно, обеспечение достоверности отчетности.
Основная задача подразделения внутреннего аудита – проверка правильности расходования денежных средств. Внутренние аудиторы проверяют расчеты с поставщиками и подрядчиками на предмет возможного завышения смет и закупочных цен, фактические запасы на складах и производстве, обоснованность применяемых норм расходов (в т. ч. и норм естественной убыли) при производстве и хранении товаров.
Операционный аудит – аудит бизнес-процессов (операционной деятельности) корпорации, например снабжения, производства, сбыта, направленный на повышение эффективности компании.
https://www.youtube.com/watch?v=_ig8g_B1OEw
Аудит на соответствие – проверка соблюдения требований как нормативно-правовой базы компании (политики, процедуры, регламенты, стандарты, технические условия и т. д.), так и внешних регулирующих органов.
Аудит информационных систем (информационных технологий) предполагает проверку безопасности информационных систем компании и рациональности их использования.
Аудит в области охраны окружающей среды заключается в проверке выполнения организацией плановых заданий по защите окружающей среды от вредного воздействия, соблюдения норм вредных выбросов, требований по захоронению отходов и т. д.Если судить по зарубежному опыту, то почти половина проверочного времени службы внутреннего аудита расходуется на операционный аудит и около четверти – на финансовый. Все больше времени затрачивается также на аудит информационных систем.
Сроки проведения внутреннего аудита
Аудит может проходить как на постоянной основе, например, ежедневный мониторинг платежей, документации, так и один раз в год перед сдачей бухгалтерской отчетности. Порядок и соки проведения внутреннего аудита утверждает руководитель компании.
Внутренний аудит стоит проводить не реже, чем раз в квартал. Это позволит проверить правильность ведения бухгалтерского учета, своевременно выявить и исправить ошибки и правильно исчислить и уплатить налоги.
Сроки проведения аудита могут быть закреплены в соответствующем плане.
Пример. План внутреннего финансового аудита
(наименование субъекта аудита)
№ п/п | Наименование аудиторской проверки (камеральная, выезднаяили комбинированная) | Объект аудита | Срок проведения аудиторской проверки | Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Начальник финансового управления
Отвечает Данила Актянов, внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов, эксперт «Системы Финансовый директор»
Задача положения (регламента) о внутреннем аудите или департаменте внутреннего аудита – утвердить цели, задачи, организационный статус этого подразделения, а также его функционал, права и обязанности сотрудников. В зависимости от юридической и финансовой структуры компании, специфики ее деятельности, количества сотрудников содержание этого документа может отличаться.
Типовые разделы документа:
- общие положения (назначение документа, цели, задачи, принципы функционирования внутреннего аудита, основные термины и определения, организационный статус и структура, подчиненность департамента внутреннего аудита);
- функционал подразделения, права, обязанности и ответственность его сотрудников;
- общие принципы планирования и реализации контрольных мероприятий, механизм взаимодействия департамента с другими структурными подразделениями;
- периодическая отчетность департамента.
Подробнее о том, как регламентировать внутренний аудит в организации читайте в материале «Системы Финансовый директор». Чтобы прочитать материал, потребуется оформить демодоступ. Это бесплатно и занимает менее минуты.
Какой документ подтверждает проведение аудита
Обычно документом, который фиксирует ошибки, недочеты в учете является отчет о проведенном внутреннем аудите. Такой отчет предоставляется руководителю. В отчете также указываются возможные направления и рекомендации по усовершенствованию учета и отчетности.
Если речь идет о группе компаний или о большом количестве структурных подразделений, лучше использовать типовые формы:
- Инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ-1, ОКУД 0317001).
- Инвентаризационная опись нематериальных активов (№ ИНВ-1а, ОКУД 0317002).
- Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (Унифицированная форма № ИНВ-3, ОКУД 0317004).
- Акт инвентаризации ТМЦ отгруженных (форма № ИНВ-4, ОКУД 0317005).
- Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма № ИНВ-5, ОКУД 0317006).
- Акт инвентаризации ТМЦ, находящихся в пути (форма № ИНВ-6, ОКУД 0317007).
- Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, оборудовании, приборах и других изделиях (форма № ИНВ-8а, ОКУД 0317009).
- Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10).
В заключении добавим, что служба внутреннего аудита или соответствующая комиссия важна в любой компании. Внутренний аудит играет предупреждающую функцию, снижает значительно риски компании, а также позволяет сэкономить на внешнем аудите, если последний не является обязательным.
Используйте пошаговые руководства:
Источник: https://www.fd.ru/articles/158511-kak-provesti-vnutrenniy-audit-na-predpriyatii-qqq-17-m3
Разница между внутренним аудитом и внутренним контролем
В государственных организациях, а также в некоторых частных фирмах в силу требований закона должны проводиться такие мероприятия, как внутренний аудит и внутренний контроль. Что они представляют собой?
статьи
Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.
Можно отметить, что процедура, о которой идет речь, в государственных организациях официально именуется «внутренним финансовым контролем». То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.
Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний контроль в государственных организациях — это процедура, которую должен осуществлять главный распорядитель бюджетных средств. То есть центральный аппарат того или иного ведомства, работающий на федеральном уровне, в Москве. Внутренний контроль в трактовке российского законодателя — это проверка деятельности бюджетного учреждения на предмет:
- соблюдения используемых учреждением стандартов и норм исполнения бюджета;
- следования правилам формирования финансовой отчетности, ведения учета;
- эффективного расходования бюджетных средств.
Кроме того, внутренний контроль в государственных организациях предполагает разработку главным распорядителем мер, направленных на повышение качества управления финансами в подведомственных государственных организациях.
Каковы особенности внутреннего контроля в частных фирмах? Прежде всего, стоит сказать о том, что в общем случае данные организации проводят подобную процедуру добровольно. Есть только отдельные категории частных фирм, которые обязательно должны осуществлять внутренний контроль — равно как и аудит.
В числе негосударственных компаний, которым следует по закону проводить рассматриваемые мероприятия, — корпорации, организующие торги на фондовых биржах. Данные фирмы обязаны проводить внутренний и внешний контроль в соответствии с положениями ФЗ № 325 от 21.11.2011 года.
Под внутренним контролем в трейдинговых фирмах законодатель понимает проверки, которые направлены на оценку соответствия деятельности биржи или торговой системы требованиям законодательства, а также положениям учредительных документов. Для проведения соответствующей процедуры финансовая компания должна назначить контролера либо учредить специализированное структурное подразделение.
Безусловно, понимание внутреннего контроля в тех частных фирмах, в которых его проведение необязательно, может отличаться от трактовки, которой следует придерживаться трейдинговым компаниям.
Что такое внутренний аудит?
Внутренний аудит, как и контроль, является обязательной процедурой для государственных учреждений. Его сущность также отражена в положениях ст. 160.2-1 БК РФ. В данном источнике права указано, что внутренний аудит представляет собой:
- проверки, которые направлены на оценку надежности осуществления внутреннего контроля;
- выработку рекомендаций, необходимых для повышения эффективности соответствующего контроля;
- проверки, направленные на оценку достоверности отчетности и качества ведения учета;
- выработку предложений, направленных на повышение эффективности освоения государственных средств.
В частных фирмах, как мы отметили выше, внутренний аудит в общем случае необязателен. Но те же трейдинговые компании (в соответствии с ФЗ № 325) должны его проводить.
Правда, в данном федеральном законе не раскрывается сущность внутреннего аудита.
Указано только, что для его проведения финансовая компания, по аналогии с организацией контроля, должна назначить внутреннего аудитора либо учредить отдельное специализированное структурное подразделение.
Но если исходить из правовой аналогии с положениями БК РФ, то допустимо предположить, что внутренний аудит в частных компаниях, как и в государственных, может представлять собой проверки, направленные на оценку надежности внутреннего контроля, достоверности отчетности и качества учета, а также выработку рекомендаций и предложений в области финансовой политики трейдинговой компании.
Сравнение
Очевидно, что внутренний контроль и внутренний аудит как в государственных организациях, так и в частных компаниях — это процедуры, которые дополняют друг друга. Но есть принципиальное отличие внутреннего аудита от внутреннего контроля.
Первая процедура направлена на обнаружение ошибок в хозяйственных операциях, в составлении отчетных и иных документов. В свою очередь, внутренний аудит — это, прежде всего, оценка серьезности обнаруженных ошибок и выработка рекомендаций по их устранению.
Кроме того, внутренний аудит позволяет также проанализировать эффективность контроля.
Определив то, в чем разница между внутренним аудитом и внутренним контролем, отобразим основные ее критерии в небольшой таблице.
Таблица
Внутренний контроль | Внутренний аудит |
Что между ними общего? | |
Проводятся одним и тем же субъектом — главным распорядителем бюджетных средств в государственных организациях, внутренним аудитором, контролером или специализированным отделом — в частных компаниях | |
В чем разница между ними? | |
Направлен на выявление ошибок в хозяйственной деятельности, в ведении отчетных документов и учета | Направлен на оценку серьезности выявленных ошибок на уровне внутреннего контроля, на выработку мер по их устранению, на анализ качества контроля |
Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-vnutrennij-audit-i-vnutrennij-kontrol/
Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита
Для управленческого персонала, менеджеров среднего и высшего звена для принятия управленческих решений правильность дебетовых и кредитовых оборотов и остатков по балансовым счетам является малоэффективной информацией.
Именно такую задачу призваны решать система внутреннего контроля, либо система внутреннего аудита, либо контрольно-ревизионная деятельность.
С одной стороны, они призваны решать внутренние задачи предприятия, с другой – между ними существуют принципиальные отличия, у каждого из них свои цели и задачи.
Так, внутренний аудит направлен на повышение эффективности деятельности предприятия, то есть на перспективу и предназначен для высшего руководства. Он включает в себя анализ и построение бизнес – процессов и дальнейшее эффективное управление ими. Внутренний аудит, как правило, осуществляется службой внутреннего аудита.
Существуют два основных отличия аудита внутреннего от внешнего.
Первое, внешний аудит традиционно ориентируется на подтверждение достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на отчетность компании.
Внутренний аудит направлен на оценку существующей системы контроля компании и эффективности ее различных подразделений — производство, маркетинг, продажи, финансы и т.д.Второе, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам клиентов компании в широком понимании этого термина — поставщикам, потребителям, кредиторам, налоговым органам. Внутренний аудит служит, в первую очередь, интересам менеджеров компании. Эффективная система внутреннего аудита может снизить затраты компаний на аудит внешний, хотя и не может полностью его заменить.
Чем отличается аудит от внутреннего контроля
Не каждый может назвать разницу между аудитом и внутренним контролем, зачастую воспринимая их как близкие по смыслу понятия или полные синонимы.
Однако эти экономические термины несут в себе разное значение и подразумевают разные задачи, имея при этом общую цель – осуществление контроля за финансами индивидуального предпринимателя, предприятия или организации.
Общие черты и смысловые различия Под аудитом понимают независимую проверку бухгалтерского учета для составления мнения о его достоверности, соответствию законодательству, финансовой отчетности и требованиям по ведению учета на предприятии.
Это включает в себя не только контроль учета и финансовой отчетности, но и формулирование предложений по рационализации хозяйственной деятельности для увеличения прибыли.
Внутренний финансовый контроль и аудит (бычков с.с.)
На их основе у внутреннего контроля определяются следующие задачи:
- Отслеживание эффективности и целесообразности расходования средств (заемных, собственных и привлеченных).
- Анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми.
- Контроль за финансовым состоянием предприятия.
- Финансовая оценка результатов вложения средств.
Таким образом, согласно описанным задачам, аудит выполняет роль конечной проверки отчетности, тогда как внутренний контроль – предварительной проверки данных по всем расходам, предшествующей аудиту.
Оба процесса дополняют друг друга, позволяя полностью увидеть картину финансового состояния предприятия в конечном итоге.
Выполнение проверки Помимо ключевых задач, аудит и внутренний контроль различаются также процедурой выполнения, сроками и уполномоченными лицами, проводящими проверки.
Внутренний контроль и аудит
Службы внутреннего контроля постоянно: 1) следят за эффективностью и целесообразностью расходования собственных денежных средств; 2) следят за эффективностью и целесообразностью расходования заемных денежных средств; 3) следят за эффективностью и целесообразностью расходования привлеченных денежных средств; 4) проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; 5) дают финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; 6) контролируют финансовое состояние предприятия. м аудиторского контроля являются проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно — расчетной документации, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
Какие особенности у аудиторского финансового контроля?
Таким образом, органы госфинконтроля через фиксацию финансовых нарушений, по сути, только сигнализируют о недостатках в системе превентивных мер на ведомственном уровне, выдают обязательные для исполнения предписания по их устранению, а также пресекают финансовые нарушения путем наказания должностных лиц, намеренно совершивших соответствующие противоправные действия. Поэтому на ведомственном уровне в дополнение к госфинконтролю должен быть организован внутренний финансовый контроль и аудит как собственная система предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере.Бюджетный кодекс наделяет главных администраторов бюджетных средств полномочиями по организации и проведению внутреннего финансового контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и отчетности.
Отличие внешнего аудита от внутреннего контроля
Задачами внутреннего финансового контроля являются:- устранение (недопущение) недочетов в сроках и качестве предоставления информации (документов), необходимой для составления и исполнения бюджета;- управление бюджетными рисками — событиями, негативно влияющими на осуществление внутренних процедур составления и исполнения бюджета;- своевременное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ;- обеспечение полной и достоверной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.Кроме того, главные администраторы полномочны проводить внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и подготовки рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов.
Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего финансового аудита
Группы аудиторов иногда проводят повторные проверки, чтобы выяснить, привели ли эти системные изменения к улучшению контроля.
[12] Служба внутреннего аудита или внутренний аудитор проводит рабочие проверки, которые могут касаться любой сферы деятельности.
Их цель — оценка результативности и эффективности работы в данной области, а также выработка рекомендаций по усовершенствованию процедур.
Источник: https://1privilege.ru/chem-otlichaetsya-vnutrennij-finansovyj-kontrol-ot-vnutrennego-audita/
Внутренний контроль и аудит
Нам важно мнение читателей, интересующихся практической стороной внедрения систем внутреннего аудита и контроля в своем бизнесе. Вопросы по настройке системы внутреннего контроля, трудностях по решению практических задач, задавайте через форму обратной связи.
Оскорд-аудит приглашает юристов, аудиторов, финансистов на тренинг управления влиянием в деловых переговорах! Подробности во вкладке Блог. Необходима предварительная регистрация
Цель предпринимательства- получение прибыли, и этот процесс неразрывно связан с добровольным принятием на себя предпринимательских рисков, что зафиксировано Гражданским кодексом. Поэтому эффективное функционирование любого бизнеса зависит от способности управлять рисками.
В ходе деятельности предприятия подвержены рискам банкротства, рискам потери ликвидности, кредитным, рыночным, валютным, процентным, ценовым рискам, а также правовым, в том числе потери деловой репутации и операционным рискам.
Налоговики используют риск-ориентированную модель налогового контроля.
Большинство владельцев бизнеса знают о требованиях налоговиков к проявлению должной осмотрительности при выборе контрагента и документах, запрашиваемых у подрядчиков.
Как правило, процесс управления рисками включает в себя анализ рисков, его количественную и качественную оценку, мониторинг (принятие мер по их своевременному выявлению), минимизация риска (разработка стратегий по каждому виду рисков на максимальное снижение отрицательных последствий им причиненных). О том когда нужна оценка и диагностика бизнеса можно прочитать в статье «Когда и зачем нужны оценка и диагностика бизнеса и как их провести»
Существуют различные способы управления рисками, в частности, к ним относятся:
- избежание рисков (носит строго ограниченный характер);
- проведение процедур и разработка правил управления рисками;
- страхование рисков;
- создание резервов на покрытие возможных потерь.
Каждый способ управления рисками имеет определенные финансовые последствия и зависит от конкретной ситуации.
Наибольший интерес как самый эффективный из приведенных способов представляет собой проведение процедур и разработку правил управления рисками, одной из составляющих которого является разработка системы внутреннего контроля.
Впервые о необходимости построения системы внутреннего контроля корпоративными компаниями было заявлено в так называемом Законе Сарбейнса Оксли (принят Конгресом США 23.01.2002) с целью усиления контроля за финансовой деятельностью компаний, эффективности их работы, а также профилактики и выявлению коррупционных правонарушений в их деятельности.
Система внутреннего контроля представляет собой совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, включающая организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку соблюдения им же самим установленных правил и процедур, а также требований законодательства.
Внутренний контроль необходим в первую очередь крупным компаниям со сложной организационной структурой, географической раздробленностью и т.д.
Система внутреннего контроля позволяет избежать серьезных систематических ошибок в принятии управленческих решений, управлении ресурсами и денежными потоками.
Однако, в нынешних условиях нестабильности экономики, такая система становится жизненно необходимой и на предприятиях среднего и малого бизнеса, при этом создавая небольшим предприятиям весомые конкурентные преимущества.
Кроме того, с 01.01.2013 согласно ст.19 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация внутреннего контроля стала обязательной для всех компаний, подпадающих под обязательный аудит.Возникает законный вопрос: чем внутренний контроль отличается от внешнего аудита, а также от ранее существующих систем внутреннего аудита и контрольно-ревизионной деятельности? Это еще одна формальная нагрузка на бизнес или от него может реальная польза?
Начнем по порядку. Основная задача внешнего аудита – провести независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности на предмет ее достоверности. Внешний аудит осуществляется независимыми специализированными организациями.
Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение, которое предоставляется собственнику, а также внешним пользователям в соответствии с законодательством (акционерам, банкам, органам статистики, налоговым органам).
В основу внешнего аудита положен формальный балансовый подход, который не учитывает особенности бизнес-процессов в проверяемой организации.
Для управленческого персонала, менеджеров среднего и высшего звена для принятия управленческих решений правильность дебетовых и кредитовых оборотов и остатков по балансовым счетам является малоэффективной информацией.
Именно такую задачу призваны решать система внутреннего контроля, либо система внутреннего аудита, либо контрольно-ревизионная деятельность.
С одной стороны, они призваны решать внутренние задачи предприятия, с другой – между ними существуют принципиальные отличия, у каждого из них свои цели и задачи.
Так, внутренний аудит направлен на повышение эффективности деятельности предприятия, то есть на перспективу и предназначен для высшего руководства. Он включает в себя анализ и построение бизнес – процессов и дальнейшее эффективное управление ими. Внутренний аудит, как правило, осуществляется службой внутреннего аудита.Основным документом, который готовит эта служба, является карта бизнес-процессов, которая содержит описание каждого процесса, основные задачи, которые он решает, присущие ему риски, а также регламенты взаимодействия с другими бизнес-процессами, ответственность персонала за решение задач, снижения рисков и соблюдение регламентов.
Задачами контрольно-ревизионной деятельности (ревизия) в первую очередь является выявление и предотвращение злоупотреблений и недопущение неэффективного использования ресурсов.
Данные задачи актуальны для собственников и высшего исполнительного руководства и направлена на ретроспективу (на уже произошедшие события и их последствия).
Такая деятельность всегда осуществляется специальным подразделением, подчиняющимся как правило, руководителю финансовой службы (например, главному бухгалтеру), итоговым документом является акт ревизии финансово — хозяйственной деятельности, который отражает нарушение финансовой дисциплины подразделениями предприятия.
Зависимость контрольно-ревизионного подразделения от внутренней финансовой службы компании снижает эффективность проводимых мероприятий поэтому актуально создание независимой подобной структуры, которая действует в интересах собственников и больше всего необходима для холдинговых компаний, имеющих сложную организационную структуру со множеством обособленных подразделений, но она так же актуальна для небольших организаций у которых имеются в наличии любые материальные ценности.
Внутренний контроль, по определению Минфина, представляет собой непрерывный процесс, способствующий достижению экономическим субъектом цели своей деятельности, то есть для коммерческой организации получение прибыли.
А ведь именно для получения прибыли собственники создают предприятия.
Таким образом, внутренний контроль с одной стороны, должен обеспечить соблюдение норм законодательства, а с другой стороны, его правильная организация может служить лакмусовой бумажкой определения эффективности работы генерального директора.
При этом целью является не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а системы, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы.
Основной принцип организации внутреннего контроля заключается в том, что не нужно концентрироваться на экспертном контроле операций, а необходимо контролировать то, как построен и работает сам процесс и какие качественные изменения в нем происходят.Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, и как следствие, в увеличении прибыльности работы, а не в увеличении количества перепроверенных операций.
Таким образом, внутренний контроль, так же как и внутренний аудит, нацелен непосредственно на бизнес-процессы и на оценку их эффективности, и, одновременно, как контрольно-ревизионная деятельность выявляет манипулирование активами и финансовыми показателями.
В то же время, следует отметить, что эффективность внутреннего контроля может быть ограничена в силу следующих обстоятельств:
- изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;
- превышением должностных полномочий руководством или персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;
- возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Система внутреннего контроля включает несколько основных элементов: контрольная среда, процесс оценки рисков, информационная система, контрольные действия, мониторинг средств контроля, которые органически связаны между собой.
Российским законодательством не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля.
При его организации можно использовать международные стандарты по управлению рисками (например, BS 31100:2008 британский стандарт «Практические правила риск — менеджмента», JIS Q 2001:2001 японский стандарт «Указания при принятии решений в сфере риск — менеджмента» и другие), однако они малоэффективны, так как не учитывают специфику функционирования российских предприятий
Пишите, решение каких задач при настройке системы внутреннего контроля Вам сложно решить, задавайте вопросы на странице в соцсетях . «Оскорд-аудит» -профессиональные услуги для бизнеса.
Хотите стать руководителем службы внутреннего аудита или финансовой службы — приходите в наш Переговорный клуб, прокачайте в себе навыки руководителя
Источник: http://www.oskord-audit.ru/articles/vnutrenniy-kontrol-i-audit